0

Ялта

Цена: Уточняйте цену
Смотреть все в ТЕАТРЫ

Описание

Адрес Россия, Республика Крым, Ялта, Екатерининская улица, 11
Телефон +7 3654 23‑42-47, +7 978 916‑51-11,
Сайт vk.com/public51000080
Открыто ежедневно, 10:00–19:00
Дата постройки1883 г.

Театр им. А. П. Чехова — наглядный пример места, где особо ощущается неразрывная связь времен. Именно в Ялтинском театре прошли первые концерты Федора Шаляпина и Сергея Рахманинова, первые блистательные гастроли МХАТа, театр помнит Антона Павловича Чехова в качестве зрителя, актерскую игру многих корифеев театрального искусства.

После более чем 10-летнего забвения, в 2008 году театр был возрождён из руин.

Театр, являясь историческим памятником архитектуры, после реконструкции полностью соответствует техническим требованиям сегодняшнего дня.

Возрожденный театр зарекомендовал себя как респектабельный «выставочный зал», круглогодично представляя на своей сцене различные культурные проекты: театральные постановки, концерты классической и современной музыки, мюзиклы, литературно-художественные вечера, вернисажи и многие другие.

Главный творческой проект театра — Международный фестиваль театрального искусства «Театр. Чехов. Ялта», который включает в себя конкурсный показ лучших художественных достижений в области международного театрального искусства.

Театр им. А. П. Чехова — мультикультурное пространство, в котором проходят симпозиумы, международные конференции, выставки живописи, кинопоказы.

Сегодня в стенах театра кипит творческая жизнь, неустанно радуя жителей и гостей города широким диапазоном культурных проектов, прославляя Ялту на культурной карте мира.

История создания

С развитием Ялты во второй половине XIX века в городе проблема: как и чем развлекать жителей и приезжающих на отдых. Небольшой танцевальный зал и эстрада для оркестра в городском саду были явно недостаточны. А театральным антрепренёрам ставить спектакли было негде.

В январе 1883 года Управа сдает часть городского сада в аренду потомственному почетному гражданину Бегуну Фоке Ароновичу с условием выстроить на каменном фундаменте или на столбах деревянную театральную сцену с двумя уборными по бокам.

К сезону 1883 года город принял, построенный Бегуном летний деревянный театр под железом. 26 мая в летнем театре Общество русских артистовпоставило водевиль в 5-ти действиях «Война жён с мужьями, или Спорь до слез, а об заклад не бейся».

В дальнейшем Бегун пристроил деревянный театральный зрительный зал, две галереи на столбах, крытые досками, деревянную, крытую железом, сцену, 2-хэтажное деревянное здание под железом для реквизита. Первый ялтинский театр получился небольшим, всего на 315 мест, но очень милым. Фойе состояло из двух передних, касс, бильярдной и при ней — двух столовых. Потолок и стены зрительного зала оштукатурены и расписаны; перила, отделяющие ложи от партера, были обиты малиновым бархатом, а глухой барьер под ними обшит холстом и расписан красками с золотым багетом. Вход в театр был со стороны городского сада.

Ф. Бегун часто предоставлял сцену гастролирующим труппам, и потому «в театре участвовали беспрестанно известные столичные актеры». Так, например, театральный сезон 1886 года открывала 15 апреля оперетта под управлением Черкасова, затем выступала малорусская труппа М. Старицкого.Несмотря на все старания, пятилетний сбор показал, что театр нёс убытки и доход не покрывал расходов…

«…В городском саду построен очень маленький театр с чистой, даже несколько роскошной отделкой. Антрепренер Бегун арендовал этот храм Мельпомены, но дела тут не блестящи, так как актеры без таланта, а опереточные — без голоса…»[3].

По истечению срока аренды между городом и Ф. А. Бегуном, городской голова А. Л. Врангель дает указание городскому архитектору Н. П. Краснову принять у Бегуна постройки и объявить о публичной продаже имущества Почетного гражданина Бегуна. Был составлен список: стульев в партере — 178, стульев в ложах-бенуа — 100, стульев в ложах бельэтажа — 37, кроме того, буфеты, скамьи, шкафы, люстры и т. д. всего на 1951 руб. Город купил за 306 рублей стулья, вешалки, люстры и прочее оборудование театра.

Конец XIX — начало XX века

С апреля 1888 г. театр арендовал антрепренёр, бывший артист Императорских театров, Семен Никодимович Новиков.

В том сезоне на сцене ялтинского театра гастролировала труппа Н. К. Садовского, в составе которой были блестящие мастера: Мария ЗаньковецкаяМарк КропивницкийПанас Саксаганский и Иван Карпенко-Карый

Зимой, когда поток гастролёров резко уменьшался, в ялтинском театре жизнь не замирала. Вошло в обычай устраивать два-три концерта или любительский спектакль в пользу Общины сестер милосердия, что обычно заканчивалось успехом и приносило порядочный доход. Очень удачно получилась опера «Русалка». Она прошла 18 раз, и, как ни стран но, театр всегда был заполнен.

«…Ставили драму Карпенко-Карого „Безталанна“. Драма разыграна была превосходно. Все исполнители главных ролей: г-жи Линицкая, Суслова и Шевченко, гг. Садовский, Карпенко-Карый и др. — имели шумный успех…»

Ялтинская публика, не имея зимой других развлечений, любила ходить в театр. Но все же первое время дела у Новикова шли плохо, ему даже пришлось просить о переносе срока уплаты арендных денег.

Весь 1895 год под руководством архитектора Н. Г. Тарасова шли строительные работы. Новое здание городского театра было одноэтажным. Его просторная сцена, вместительный зал, большие коридоры и фойе вызывали восхищение артистов и публики. Было в ялтинском театре и большое панно, его написал художник Ян Ционглинский.

Театр открыли 28 июля 1896 года спектаклем А. Н. Островского «Без вины виноватые». Роль Незнамова исполнял крупнейший русский трагик, артист Александринского театра Мамонт Дальский. В последующие дни вместе с актёрами киевского и харьковского театров он играл в пьесах «Горе от ума» А. С. Грибоедова«Женитьба Белугина» и «Василиса Мелентьева» А. Н. Островского, «Уриель Акоста» К. Гуцкова.

Не успели ялтинцы прийти в себя от игры Дальского, а на сцене театра уже разыгрывались трагедии «Отелло» Шекспира и «Разбойники» Шиллера с участием замечательных артистов — братьев Адельгейм (с 1931 года — Народные артисты РСФСР).

Осенью 1897 года в ялтинском театре читали свои произведения Н. Гарин-Михайловский и К. Станюкович. Тогда же состоялись гастроли уже известной ялтинцам замечательной театральной труппы под руководством Н. Садовского. Вновь блистала на сцене М. Заньковецкая в пьесах «Ой не ходи, Грицю» и «Цыганка Аза» М. Старицкого, в опере «Наталка-Полтавка» Н. Лысенко.

В разгар бархатного сезона 1898 г., на сцене у Новикова пел тогда еще совсем молодой Федор Шаляпин. Аккомпанировал ему друг и будущий гений музыкальной культуры — пианист Сергей Рахманинов. Среди слушателей присутствовал А. П. Чехов. Спустя пять дней, на повторном концерте, публика устроила бурные овации и преподнесла певцу лавровый венок. С этого концерта в ялтинском театре началась головокружительная карьера Шаляпина и Рахманинова.

Весь октябрь 1899 года ялтинский театр законтрактовала труппа под руководством Н. Садовского — привезла 23 спектакля. Наиболее удачной критики нашли пьесу «Чумаки», а Карпенко-Карого справедливо считали одним из лучших актёров.

Гастроли МХТ (1900 г.)

В 1898 году Вл. Ив. Немирович-Данченко просит Антона Павловича Чехова разрешить постановку «Чайки» на сцене МХТ«Если ты не дашь, то зарежешь меня, так как „Чайка“ единственная современная пьеса, захватывающая меня как режиссера, а ты — единственный современный писатель, который представляет большой интерес для театра с образцовым репертуаром», — настаивал Немирович-Данченко.

Антону Павловичу очень хотелось самому увидеть как поставлены его пьесы, но из-за болезни он не мог поехать в Москву. В письмах к друзьям Чехов просит театр приехать в Ялту.

И тогда 14 апреля 1900 года труппа Московского Художественного театра в полном составе приезжает на гастроли в гости к А. П. Чехову.

К. С. Станиславкий позднее вспоминал: «Антон Павлович не может приехать к нам, так как он болен, поэтому мы едем к нему, так как мы здоровы. Если Магомет не идет к горе, гора идет к Магомету. Артисты, их жены, дети, няни, рабочие, бутафоры, костюмеры, парикмахеры, несколько вагонов имущества, в самую распутицу, двинулись из холодной Москвы под южное солнце. Шубы долой! Вынимайте легкие платья, соломенные шляпы! Нужды нет, что день-другой померзнем в дороге! Зато там согреемся! Целый вагон был отдан в наше распоряжение. Ехать предстояло двое суток. Когда люди молоды и весна на дворе, все кажется веселым и радостным. Нельзя описать всех шуток, забавных сцен, комических происшествий во время нашего путешествия. Мы пели, шалили, заводили новые знакомства».

В гастролях принимают участие: К. С. Станиславский, Вл. Ив. Немирович-Данченко, О. Л. Книппер-Чехова, В.Мейерхольд, В.Качалов, М.Андреева, И.Москвин и другие актеры.«Это была весна нашего театра, самый благоуханный и радостный период его жизни. Мы ехали к Антону Павловичу в Крым… Мы герои дня не только в Москве, но и в Крыму, в Ялте…» (К. С. Станиславский).

К этому времени в городе уже были и друзья ЧеховаМ.ГорькийИ.БунинА.КупринД.Мамин-СибирякC.Скиталец.

МХТ показывал в Ялте «Чайку» и «Дядю Ваню» Чехова, а также «Гедду Габлер» Ибсена и «Одиноких» Гауптмана.

Последняя пьеса понравилось Чехову больше своих. «Это — настоящий драматург! Я же не драматург, послушайте, я — доктор», — говорил писатель актерам.

«Крымский вестник» писал про гастроли МХТ в Ялте: «…Восторги публики буквально доходили до неистовства, на сцену со всех сторон бросали венки, цветы, а под конец — шапки и перчатки…»[5] 22 апреля, накануне прощального спектакля, артисты театра устроили литературный вечер в пользу нуждающихся больных. В первых двух отделениях читали сцены из трагедий А. К. Толстого «Царь Федор Иоаннович» и Софокла «Антигона», драмы Г. Гауптмана «Потонувший колокол». В третьем отделении исполнялись произведения А.Чехова и М.Горького. Публика стоя скандировала «Браво!». В вечере принимали участие почти все мхатовцы, а это около 20 актеров, среди которых О. Книппер-ЧеховаВ. МейерхольдВ. КачаловА. ВишневскийМ.АндрееваИ. Москвин и др.

На последнем показе «Дяди Вани» все вызывали Чехова. И когда он появился перед зрителями, кто-то поднес ему пальмовую ветвь, перевязанную красной лентой с надписью: «Антону Павловичу Чехову — глубокому истолкователю русской действительности. 23 апреля 1900 г.».

Это было огромное событие для театра, для Ялты, для Крыма. Это было уникальное событие и потому, что театр приехал в гости к Чехову, и потому, что это была первая гастрольная поездка в истории МХТа.

XX век

Спустя пять месяцев в ночь с 10 на 11 сентября 1900 года Ялта лишилась своего нового театра.

Пётр Надворников, рабочий в труппе Новикова, «пришел пьяный и лёг спать в комнате для рабочих в здании театра, не погасив рядом с собой свечу. Она, догорев, или будучи опрокинута Надворниковым, подожгла театр».

Пожар уничтожил все, нанеся урон почти в 40 000 рублей. Суд приговорил ялтинского мещанина П. Г. Надворникова, 33 лет, подвергнуть денежному взысканию в размере 50 рублей, при несостоятельности — арестовать на две недели. Виновник отделался легким испугом. С. Новикову вернули арендную сумму за два неиспользованных года, равную 4000 рублей. Страховое общество возместило городу ущерб в полном объеме. В проигрыше оказались горожане.

За отсутствием театра спектакли шли в курзале. Осенью 1902 года в Ялту приехала Вера Комиссаржевская. Все желающие не смогли попасть в тесный курзал. После спектакля актриса осталась недовольна и писала: «Играла вчера „Бесприданницу“ (здесь играть ужасно: сцена, как в школе императорской, а публика — аристократия)». А. П. Чехов еще до приезда В.Комиссаржевской в Ялту со свойственным ему сарказмом написал ей: «В Ялте сгорел театр. Он был здесь совершенно ненужен, кстати сказать».

Вновь встала проблема театра. Помочь городу опять взялся С. Н. Новиков, бывший артист и киевский купец 1 гильдии.

С. Н. Новиков обязался построить здание театра со всеми постройками по плану, составленному архитектором Львом Николаевичем Шаповаловым. Здание театра и служб поступает в безвозмездное пользование С. Н. Новикова на 10 лет со дня принятия от него построек. Воду и электрическое освещение оплачивает Новиков, он же и делает текущий ремонт. Новиков обязуется давать в театре ежегодно не менее 100 представлений: оперных, опереточных, драматических, балетных и др. по своему усмотрению, кроме кафешантанных. За недоигранное число спектаклей он платит по 15 руб. за спектакль. Мебель в театре должна быть «венская», декорации приличные и не менее 10 перемен. Пресса широко освещала строительство театра. Когда подходили к концу отделочные работы, газета «Русская Ривьера» писала: «…внутренний вид Новиковского театра производит выгодное впечатление: небольшой, но высокий, поместительный зал вмещает много воздуха, который проветривается электрическими вентиляторами усовершенствованной системы, устроенными в куполе здания. Все места, до галереи включительно, расположены удобно в акустическом и зрительном отношении. Партер меблирован удобными, широкими, изящной работы креслами с автоматически бесшумно поднимающимися сиденьями. Для оркестра устроено углубление перед сценой, и музыканты будут скрыты от публики. Занавесей две: одна с различными рекламами, наподобие занавеса в „Казино“, и другая из тяжелой гладкой материи».

Новое здание было рассчитано на 700 мест и готово раньше срока. Ялтинцы называли его «Новиковским». Открытие нового театра состоялось 5 сентября 1908 года концертом знаменитой певицы, солистки театра Его Императорского Величества М. И. Долиной, которую сменила опереточная труппа Рафальского и Новикова, затем — итальянская опера. С первого и до последнего дня жизнь «Новиковского» театра была насыщенной и разнообразной. Летом и осенью сцена театра была занята практически ежедневно. В числе прочих были и общедоступные спектакли, где цены на билет начинались от 12 копеек. Теперь уже в отношении оперных и драматических искусств ялтинцы не чувствовали себя в отрыве от больших городов. Репертуар театра мог удовлетворить любой, даже взыскательный вкус.

Столичный журнал «Театр и искусство» информируя читателей, сообщал, что «Драматическое товарищество» под управлением A. M. Коралли-Торцова, играя в театре Новикова, уже за первые 1,5 месяца гастролей наработало 1000 рублей, и что энергичные предприниматели заранее ведут переговоры с владельцем театра на гастрольные спектакли. Если учесть, что ежегодно было как минимум 100 представлений, то перечислить весь репертуар театра невозможно.

1909 год запомнился выступлением хора и капеллы под управлением Кирилла и Юрия Дмитриевичей Агреневых-Славянских. Удовольствие от великолепного исполнения усиливалось гордостью, что Агреневы-Славянские жили в Ялте.

1912 год подарил любителям оперы «Пиковую даму», «Таис», «Евгения Онегина», «Кармен» и «Демона» в постановке Императорских театров с участием неповторимого Давида Южина. «Петербургская опера» привезла «Веселую вдову» и закрыла сезон бенефисом талантливого премьера труппы Августова в оперетте К. Целлера «Продавец птиц».

Весной приехала с концертами горячо любимая ялтинской публикой певица Анастасия Вяльцева. Её концерты всегда проходили при переполненном зале, на них, как правило, присутствовали представители высшего общества. Звучали романсы в исполнении Вяльцевой и других оперных исполнителей. В декабре можно было послушать комическую оперу Квитко-Основьяненко «Сватанье на Гончаривци», посмотреть драму М. Кропивницкого и его оперу-феерию «Вий».

Репертуар 1913 года состоял в основном из трагедий, драм и театра миниатюр Т.Щепкиной-Куперник — правнучка великого актера М.Щепкина, близкий друг А.Чехова и М. Ермоловой, к тому же талантливая писательница и драматург.

1915 год вошел в историю театра августовскими концертами солиста Императорских театров Леонида Собинова. Публики было столько, что, казалось, не осталось свободного сантиметра. Овации не смолкали, артист устал выходить на «бис» и «браво».

 

Такие же овации оглашали Ялтинский театр весной 1917 года, когда в Ялту вновь приехал МХТ на этот раз во главе с В. И. Качаловым (Народный артист СССР с 1936 г.). Московские актёры поставили пьесу А.Чехова «Дядя Ваня» с участием О.Книппер-Чеховой.

Много раз в «Новиковском» театре шли пьесы очень популярного драматурга, жившего в Ялте, С. Л. Найдёнова. Особенной любовью пользовались его «Дети Ванюшина».

В годы революционной и военной сумятицы (1917-1920 гг.) театральные афиши заполнены рекламами прощальных и благотворительных концертов, спектаклей, бенефисов.

В октябре 1919 г. давали последний спектакль «художники» (МХТ), тогда же состоялся концерт Александра Вертинского.

Поделиться: